Св. Евангелие от Марка, Глава 10

xabari4

Пользователь
Регистрация
31.03.2012
Сообщения
137
Вероисповедание
Адвентист седьмого дня.
Вартимей.

Мк.10:46-52: «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни].
Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!
Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: Сын Давидов, помилуй меня!
Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель, чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге».

В этом отрывке повествуется об одной поучительной встрече Иисуса Христа с интересным человеком, пережившим в течение неё поразительное внешнее и внутреннее исцеление и преобразование. Изложение этого события, как это часто бывает в Библии, весьма кратко, но ёмко и глубоко. В этом отрывке можно услышать много поучительного и о Вартимее, сыне Тимея (Вартимей буквально и переводится «сын Тимея»), об Иисусе Христе и об окружающих их в этой сцене людях.

Итак, Иисус, в окружении множества людей, вышел из Иерихона. Этот город некогда был проклят и восстановлен вопреки Божьей воле, ценою жизни старшего и младшего сыновей восстановителя (Иис.Н.6:25; 3Цар.16:34). А двигался, или «восходил», как написано в Лк.29:28, Иисус с народом в Иерусалим. Лука неслучайно использовал это слово. Оно верно как в топографическом, то есть, буквальном смысле слова, так и в переносном, образном. Иерихон действительно располагается гораздо ниже по сравнению с Иерусалимом, если их сравнивать с уровнем моря. Мало того, Иерихон является самым низкорасположенным городом мира (250-260м ниже уровня моря). Символично, не правда ли, учитывая вышесказанное о нём? Из проклятого города Иисус направлялся, или восходил, в город благословенный, в город спасения – Иерусалим. И Он увлёк за собой множество людей. В земном Иерусалиме Христос Своей смертью спас людей, и в Иерусалим Небесный Он ведёт спасённых Им, находясь среди них. И по пути встречается немало людей, некоторые из которых присоединяются к процессии. Среди них и слепой Вартимей, он же сын Тимея, сокращённой формы имени Тимофей, что означает «чтущий Бога». Встреча Сына Давидова (что значит, возлюбленного) с сыном чтущего Бога.

Но Вартимей слеп. Как же он узнал, что мимо проходит Иисус? Слеп, но не глух. Видимо, он определил это по тем звукам, которые издавала толпа, окружавшая Христа. То есть люди, по-видимому, говорили не о урожае, не о чьей-то свадьбе или похоронах, не о торговле и работе, не о политике, не о футбольном матче Россия-Чехия и не о новой модели I Pad. Они не сплетничали и не травили анекдоты, но всё их внимание было направлено на Иисуса. Мы тоже утверждаем, что среди нас находится Иисус, ведущий нас в Иерусалим. Что слышат люди при дороге? Какие звуки мы издаём? Какие звуки мы издаём, как всемирная Церковь АСД? Как отдельная община? Как семья? Какие звуки издаю я лично как член общины, как член семьи, как коллега по работе, как сосед, как покупатель, как продавец? Могут ли окружающие понять, что среди нас находится Иисус? Это всё вопросы для размышления. И ещё. Даже если окружающие поняли, что с нами в спутниках и лидерах Иисус, что люди думают о Нём? Каким мы Его им представляем? Каким Его представили Вартимею? Что он услышал? Мк.10:47а: «Услышав, что это Иисус Назорей…” Может это звучало и не совсем, как в фильме “Джентельмены удачи” – “ Никола питерский”, но не лучше, чем Франциск Асизский или Фома Аквинский, учитывая то, кем Он был на самом деле. Люди не вполне осознавали, с кем рядом они находятся. Они не осознавали даже, что рядом с ними долгожданный Христос, Мессия, Машиах, не говоря уже о большем. А Вартимей, судя по всему, это осознал. Я не знаю, каким образом Бог открыл ему это, но я рад, что Бог открывает Себя людям даже тогда, когда Его “окружение” издаёт не совсем верные звуки. Послушайте, как Вартимей зовёт Его, услышав, что это Иисус Назоретский: “Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!” (47ст.). Зрячие были, в некотором смысле, с гораздо более плохим зрением, чем слепой, ибо этот Вартимей видел то, что не видело окружение Иисуса, Его спутники. Вартимей, услышав об Иисусе Назаретском, зовёт Его, по сути дела, Христом. Ведь все иудеи ждали Христа, который должен быть потомком царя Давида. Сын Давидов – один их мессианских титулов, одна из примет, так скажем (Мф.22:42). И как же реагируют эти, ожидающие пришествия Христа? Как реагирует “церковь”? “Многие заставляли его молчать” (48а).

Оппонентов не любят везде, даже в церкви (вернее сказать, особенно в церкви), даже тогда, когда он прав. Но как можно поверить в то, что он, оппонент, прав, если он слеп, как это видят все остальные? Разве не возмутительно? Общество Господне требует нищего слепца замолчать. А он? “Но он еще более стал кричать: Сын Давидов, помилуй меня!” (48б). Слава Богу, что Христос вмешался: “ Иисус остановился и велел его позвать” (49а). Движение в Иерусалим остановилось до тех пор, пока к нему не присоединился возмутитель общественного спокойствия. Но почему Иисус не подошёл к Вартимею Сам? Дорога не была похожа на междугороднюю автомагистраль. Тогда и не было таких широких дорог. Всего шага три всторону, и ты уже у обочины. Но Он так не делает.

В тот момент люди, считавшие себя заодно с Иисусом, были, на самом деле, Его врагами. Они желали прямо противоположного тому, что хотел Христос. И они даже действовали решительно в этом направлении. Иисус не отвергает их, но даёт им шанс стать на Его сторону. Иисус желает, поменять их отношение к другим, к инакомыслящим, неудобным, да при этом ещё и слепым и нищим. “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5:3). Тем, кто не является нищим невозможно это понять. А Иисус повелевает принять тех, к которым большинство относится, как к “отбросам общества”, недостойным того, чтобы быть в их среде. И это великое благословение для нас, людей. Хотя бы потому, что если мы таковых не отвергнем, но, послушавшись повеления, примем их к себе, мы получим возможность изменить своё отношение и к Самому Иисусу, научившись этому с помощью того, кого не принимали ранее и заставляли молчать.

Слепой в те времена (да и теперь тоже), это нищий, зачастую бездомный изгой, зависящий от подачек окружающих. Люди не чувствуют всей тяжести положения таких вот Вартимеев так, как это чувствуют они сами. Как говорят китайцы, по чужой спине и тысяча палок – не много. Фактически, в представлениях окружавших тогда Христа людей, Иисус и Сам не слишком заинтересован в каком-то нищем бездомном слепце, сидящим в придорожной пыли. Им представлялось, что Иисус избирает Себе общество лишь таких, каковы они сами. Все, кто отличается от них, по их мнению, не представляет интереса для Бога. Многое ли изменилось с того времени? Не кажется ли нам и теперь, что такие вот Вартимеи, нищие, проблемные, инакомыслящие, являются лишь досадной помехой на нашем пути с Иисусом к Небесному Иерусалиму. Если нам так кажется, то разбираемый сегодня отрывок несёт нам новость: мы в опасном положении Божьих врагов несмотря на то, что считаем себя спутниками Христа, ибо наши мысли, чувства, намерения и дела прямо противоположны Божьим.

Наше движение вперёд, в Небесный Иерусалим, не продолжится, пока к процессии спасаемых не присоединятся все, кто приготовлен Богом сделать это. Слава Богу, желающему и способному обратить Своих врагов в друзей и сотрудников, ибо в противном случае мы бы пропали. Поэтому Бог поручает нам звать таковых к Нему, и даёт им возможность высказаться: “Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя” (49). И, как мы сейчас увидим, это принесёт нам самим благословение ещё лучше познать нашего Господа, как принесло благословение тем, кто некогда считал Вартимея недостойным их общества и заставлял его молчать, оставаясь там где он был.

“Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня?” (51).
А теперь обратите внимание на то, как и что ответил Вартимей. Уже то, что он до этого звал Иисуса Назаретского Сыном Давида было откровением для заставлявших его молчать, но в ответе Вартимея слышно нечто ещё более важное, что предварит то чудо, которое с ним сейчас произойдёт. “Слепой сказал Ему: Учитель, чтобы мне прозреть” (51б).

Учитель – Раввуни в греческом оригинале. Это слово употребляет и Мария Магдалина, встретив воскресшего Христа в саду (Ин.20:16). Раввуни – не просто учитель, но ласкательная форма слова “равви” (учитель), употребляемая для того , чтобы подчеркнуть верную привязанность и любовь к учителю. Эту форму слова, фактически, можно перевести, как “мой учитель”. Это учитель, которого ученик любит, имеет с ним доверительные отношения, окрашенные послушанием и готовностью везде следовать за ним и служить ему.

Послушайте, как реагирует Иисус на слова Вартимея: “Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (52).

Заметьте, кто дал Вартимею зрение. Толпа? Церковь? Нет, Иисус, по вере Вартимея, признавшего Иисуса Назаретского не только Христом, но и своим личным Господином и Учителем. Толпа лишь направила его к Иисусу, позвала. Да и то не потому, что Христос не мог это сделать сам, а потому, что Он, вопреки их желанию, повелел им всё же это сделать.

Все люди нуждаются в полном преобразовании и исцелении. Никто, кроме Христа, не может это сделать: ни сам человек, ни любой другой человек, ни церковь. Всё что может человек – лично сам откликнуться на приглашение Бога к личному доверительному, послушному общению с Ним. И лишь тогда Христос это делает по просьбе и с позволения самого верующего, ведущего свой личный “разговор” с его Учителем. А церковь лишь исполняет, зачастую вопреки своим желаниям и намерениям, повеление Христа звать и направлять людей к Нему. И это принесёт церкви благословение лучше познать Бога и возможность двигаться в направление Нового Иерусалима.

Ошибочно полагать, что спасение людей зависит от усилий церкви, её членов. Бог способен и Сам сделать «шага три всторону” для этого. Это нужно самой церкви, которая, как показывает эта история, не только не горит желанием звать людей к Богу, но толком Его-то и не знает, и, противясь Божьей воле, не пускает желающих прийти к Нему. Наше движение к Небесному Иерусалиму не продолжится, пока к нему не присоединятся все, приготовленные Богом к этому. И если мы сами хотим остаться частью этого движения, нам необходимо не только издавать правильные звуки, не только звать внешних к Богу, но наша вера должна стать такой, какая она у подобных Вартимеев. Иначе “последние станут первыми, а первые станут последними”. Кто, как не исцелённый, изменённый, вновь рождённый Вартимей, мог теперь, зная Иисуса не только, как Христа, но и своего любимого Учителя и Господина, свидетельствовать о Нём и другим, встречающимся по пути в Иерусалим? Кто, как не бывший нищий слепец, мог теперь издавать “правильные звуки” о Христе, Учителе, Господине-Целителе? Кто, как не отвергнутый всеми людьми, даже спутниками Христа, мог лучше всех провозгласить окружающим, что ради нуждающихся в исцелении Его любимый Учитель способен остановить всё движение, которое Он возглавляет? С горестью можно отметить, что “не здоровые, но больные нуждаются во враче” (Мф.9:12; Мк.2:17; Лк.5:31). И, видимо, это и есть главная причина, почему первые становятся последними, а последние первыми. В подтверждение этому вспомните, многие ли скорбели о распятии Христа в дальнейшем, и сколько было тех, кто кричал “распни Его”. Есть серьёзные основания полагать, что среди последних были многие из сопровождающих Иисуса Назаретского в Иерусалим. Всё это верно и в наши дни. Кем мы считаем Иисуса? Как мы относимся к окружающим?

Обратите ещё раз внимание на эволюцию веры Вартимея, ибо, как видно из разбираемого сейчас отрывка из Евангелия, только такая вера может изменить нас, исцелить, спасти.

Вартимей услышал невполне верные звуки об Иисусе, но , приготовленный Святым Духом, он признаёт Его Христом. Это уже богословие. Но пока ещё ничего такого с ним не произошло. Одно лишь богословие не спасает. Недостаточно одного лишь богословия для спасения. Теория без практики мертва. А практика без теории слепа. Признанием Иисуса Назаретского Христом Вартимей продемонстрировал свою способность видеть то, что не видели другие, считавшие себя зрячими, и, по этой причине, более значимыми для Иисуса. Поэтому, не удовольствовавшись одним лишь богословием, Вартимей принимает Христа своим личным Учителем и Господином, признавая и исповедуя перед Ним свою нужду. Только после этого и происходит спасительная перемена Вартимея.

Знаем ли мы богословие? Богословие, черпаемое нами из Писаний, тоже необходимо. Помните: практика без теории слепа? Переживаем ли мы “муки ума”, которые и толкают нас всё более углубляться в Писание в поисках ответов на не дающие нам покоя вопросы? Или нам всё ясно и понятно? Не удовлетворяемся ли мы богословскими звуками, издаваемыми теми, кто заявляет, что с ними Иисус? Если так, тогда горе нам. Тогда однажды мы будем в числе распинающих Иисуса, так и не ставшего для нас ни Христом, ни нашим любимым Учителем и Господином.

Но и признав в Иисусе Назаретском Христа, мы можем удовлетвориться лишь богословием, приняв это за веру и не избрав Его Своим личным Учителем и Господом. Теория без практики мертва. Если мы останавливаемся лишь на теории, мы ещё мертвы во грехах наших, наших немощах, болезнях и слепоте. Мы нуждаемся и в богословии (теории), и в личных отношениях с нашим любимым Учителем и Господином, если, признавая нашу немощь и нищету, желаем , чтобы Он произвёл с нами спасительную перемену. Нам нужно иметь богословие Вартимея, и нам нужна его вера, основанная на этом богословии, которою он признал Христа своим личным Учителем и Господом-Спасителем. Есть ли у нас это богословие? Имеем ли мы эту веру?
 
Верх